Развитие казахстанского рынка морских буровых услуг

16 июля 2012

 По данным СМИ, за последние годы в мире около 70% новых открытий нефтегазовых месторождений пришлись на морские зоны. Прогнозируется, что мировой спрос на углеводороды вырастет примерно на 15–20% в ближайшие 10 лет, поэтому освоение шельфа является приоритетной задачей для развития мировой экономики.

Выявленный потенциал углеводородных ресурсов в казахстанском секторе Каспийского моря (КСКМ) позволяет в ближайшем будущем значительно расширить масштабы проведения нефтегазовых операций, и увеличить объемы добычи углеводородов.

По данным Министерства нефти и газа Республики Казахстан (стратегический план на 2011 — 2015 г.г.) общие прогнозные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья в Республике Казахстан составят 17 млрд. тонн, из них 8 млрд. тонн приходится на казахстанский сектор Каспийского моря. Целевыми индикаторами, утвержденной в октябре 2010 года, Программы по развитию нефтегазового сектора в республике Казахстан на 2010–2014 годы определено увеличение добычи нефти до 85,0 млн.тонн в 2014 году, увеличение разведанных запасов углеводородов к 2015 году составит около 300 млн.тонн.

Основным направлением роста запасов углеводородного сырья является агрессивная геологоразведка. Для решения геологоразведочных задач необходимо наличие буровых мощностей.

При бурении скважин в морских условиях используется комплекс сложнейшей техники:

  • буровые установки (самоподъемные — СПБУ, полупогружные — ППБУ, буровые суда и морские стационарные платформы, с которых осуществляется бурение поисково-разведочных и эксплуатационных скважин);
  • специализированные суда обеспечения работ;
  • транспортные суда снабжения, предназначенные для перевозки технологических грузов, воды и оборудования;
  • пассажирские суда для смены экипажей морских платформ;
  • специализированные суда для проведения подводно-технических и водолазных работ и пр.

Для проведения геологоразведочных работ наибольшее распространение в мире получили самоподъемные буровые установки (СПБУ) — 514 единиц, а далее идут морские стационарные платформы — 250 и полупогружные плавучие буровые установки — 224. За период с 2010—2013 гг. планировалось построить 103 единицы передвижных морских буровых платформ, в том числе: самоподъемных буровых установок — 42; полупогружных плавучих буровых установок — 26; буровых суден — 35. Для разработки нефтегазовых месторождений используются плавучие производственные системы (в состав системы могут входить буровые судна и глубоководные морские платформы различных типов, оснащенные буровым и нефтегазодобывающим оборудованием).

Использование морских буровых платформ в мире (на 30.04.2010 г.)

Тип МБПМаксимальная глубина моря, мНаличие контракта на бурение, ед.Общее количество, ед.Использование, %
Самоподъемная буровая установкадо 13032451463,0
Морская стационарная платформадо 45014925059,6
Полупогружная плавучая буровая установка60–305015322468,3
Буровое суднодо 3660428350,6

Источник: сайт http://www.rigzon.com/

Российский опыт проведения буровых работ на шельфе Каспия показывает, что необходимо строительство новых морских буровых установок для реализации каспийских нефтегазовых проектов. Как известно, в настоящее время основным игроком на каспийском рынке морского бурения является самоподъемная буровая установка (СПБУ) «Астра», принадлежащая компании «БКЕ Шельф» (входит в Eurasia Drilling Company (EDC), контролирующую около четверти российского бурового рынка) и законтрактованная на несколько лет вперед. В 2010 году EDC, по данным СМИ, приобрела у своего конкурента — американской Transocean — построенную 11 лет назад СПБУ Trident XX (новое наименование — Сатурн), заплатив за нее $260 млн. Столь высокая цена за бывшую в эксплуатации СПБУ объясняется тем, что на Каспии спрос на услуги буровых установок значительно превышает предложение. Так, на Казахстанском шельфе в течение последних десяти лет из-за дефицита буровых мощностей, покрываемых в основном за счет привлечения установок из других регионов, в частности, из России, Азербайджана и Туркменистана, сложилась сложная ситуация по выполнению контрактных обязательств, в части строительства разведочных и оценочных скважин на перспективных участках. Да и большинство эксплуатируемых на Каспии буровых установок было выпущено более 20 лет назад и, соответственно, они требуют существенной модернизации с учетом повышенных технических и экологических требований к проведению буровых работ на КСКМ.

Согласно информации, озвученной недавно на круглом столе в Тюмени российскими сервисными компаниями, парк буровых установок физически устарел: лишь около 30% имеют возраст менее 10 лет, а 50% — старше 20 лет и требуют замены или модернизации.

Производители буровых установок за короткий период времени не смогут предоставить сервисным предприятиям новое оборудование или модернизировать старое, ведь это сопряжено с временными и финансовыми затратами. К тому же, параллельно с резкой сменой буровых установок возрастет и стоимость буровых услуг, что, понятно, в совокупности идет в разрез интересам Казахстана, нацеленного на активизацию буровых работ в своем секторе Каспия в ближайшие годы. Поэтому, привлечение к буровым работам зарубежных БУ на условиях аренды проблематично, так как пригодных для эксплуатации в КСКМ установок относительно немного и, как правило, на них имеется устойчивый спрос. Поэтому арендные ставки на буровые услуги в последнее время имеют ярко выраженную тенденцию роста

Дефицит буровых платформ охватил сегодня чуть ли не все страны, ведущие разработку морских месторождений. По свидетельству отраслевых аналитиков, загруженность установок достигает практически 100%.

В современных условиях совершенствование технологии бурения, а также рациональная организация сервисных работ в добыче углеводородов являются тем звеном, с помощью которого возможно внедрить высокие технологии и повысить эффективность работы важного сектора нашей экономики. Это та область, где может быть получен значительный экономический эффект за счет вложений капитала и внедрения передовых технических достижений.

Поэтому, Национальная компания «КазМунайГаз», через свою 100% дочернюю компанию АО Морская нефтяная компания «КазМунайТениз» осуществляет планы по строительству отечественных морских буровых установок для обеспечения реализации каспийских нефтегазовых проектов.

Строительство первой в Казахстане морской буровой установки, предназначенной для решения геологоразведочных задач в казахстанском секторе Каспия, полностью соответствует стратегии «КазМунайГаза» по снижению зависимости от внешних нефтесервисных организаций, оперирующих в данном регионе, укреплению позиций в этом сегменте и достижению наиболее эффективного и рационального результата при освоении нефтегазовых ресурсов шельфа.
Капиталоемкость работ по разведке и добыче углеводородов в море в настоящее время значительно превышает капиталоемкость этих работ на суше. Поэтому заказ и ввод в эксплуатацию оборудования для морской добычи нефти осуществляется по долгосрочным программам, подкрепленным многолетними контрактами на загрузку этих мощностей.

Так, в соответствии с договоренностями о сотрудничестве по участку «Жамбыл», в октябре 2008 года между компанией «КазМунайГаз», Корейским консорциумом и ТОО «Теңіз Бұрғылау» (дочерняя компания «КазМунайТениз») подписано соглашение о принципах в отношении мобилизации буровой установки, предусматривающее обязательства корейской стороны по строительству и транспортировке морской буровой установки и закрепляющее основные условия будущей совместной деятельности в разведке и освоении Жамбыла. В начале 2010 года Корейский консорциум подписал контракт на строительство ПБУ. А 25 августа 2011 года между АО НК «КазМунайГаз» и Корейским консорциумом состоялось подписание «Соглашения о мобилизации и эксплуатации буровой установки», в соответствии с которым была достигнута договоренность о назначении ТОО «Теңіз Бұрғылау» оператором ПБУ.

Генеральным подрядчиком по строительству выступала южнокорейская судостроительная компания Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering Co. Ltd.

Строительство велось с января 2010 года, модули собирались по частям в разных странах и доставлялись по Волго-Донскому каналу в Казахстан, где были проведены работы по технологической сборке и монтажу баржи.

Окончательная сборка, монтаж всех частей ПБУ и испытания всех судовых систем осуществлена на судоверфи «Ерсай Каспиан Контракторс» в Мангыстауской области.

При строительстве баржи были учены особенности Северного Каспия. Эта часть Каспийского моря характеризуется сложными климатическими условиями. Температура поверхности воды летом примерно 22–28°С, а зимой -0,4°…-0,6°С, она очень близка к температуре замерзания. В среднем в северной части Каспийского моря образуется лед толщиной от 25 см до 60 см. При низких зимних температурах в некоторых районах толщина льда достигает 130 см. Начинает покрываться льдом море с середины ноября, а таять лед начинает в конце февраля.

В Каспийском море не наблюдаются приливные волны. В связи с этим здесь хорошо заметно сгонно-нагонные изменения уровня моря. Наибольшей величины эти колебания достигают в ноябре—декабре в северной части моря. В этот период наблюдаются сильные и продолжительные ветры, которые способствуют нагонному увеличению уровня моря до 2 — 3 м.

 Буровая баржа специально разрабатывалась для проведения нефтегазовых операций на мелководье, осадка баржи составляет 2 м. Она предназначена для бурения скважин глубиной до 6000 м с операционной глубиной воды от 2.5 м до 5.5 м. Для использования буровой на операционных глубинах 5-10 м необходимо проведение дополнительных мероприятий по применению подводных оснований ПБУ — понтонов, берм и др. Для проведения буровых работ на барже установлено 2 буровых насоса и 5 дизель-генераторов мощностью по 1600 л.с. и 1100 л.с. соответственно. Проектная рабочая температура для оборудования предусмотрена от -10° С до +40° С. ПБУ оснащена комплексом необходимой техники и современного технологического оборудования с замкнутой системой обработки и циркуляции технологической жидкости и бурового раствора без загрязнения моря. Ее эксплуатация будет проводиться с учетом соблюдения строгих требований охраны окружающей среды (обеспечение принципа «нулевого сброса», минимально допустимых концентраций вредных выбросов и др.). Разработана система управления безопасностью в соответствии с требованиями Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

Первым объектом эксплуатации ПБУ, как уже оговаривалось ранее, станет участок Жамбыл, находящийся в 20 км от устья пограничной реки Кигач между Астраханской областью России и райцентром Ганюшкино Атырауской области Казахстана. Глубина воды здесь составляет 4–5 метра. В районе участка Жамбыл, участниками которого с 2009 года является АО «НК «КазМунайГаз» (73% доли) и Корейский консорциум (27%), включающий семь крупных южно-корейских компаний, расположены четыре перспективные нефтегазовые структуры: Северо-Западная (Жамбыл), Жетысу, Камеральная и Абылайхан.

14 июня 2012 года проведена официальная церемония присуждения имени ПБУ. Ее назвали «Caspian Explorer», что означает Каспийский исследователь, или разведчик. В дальнейшем установка будет передана оператору — первой морской буровой компании ТОО «Теңіз Бурғылау», которая будет эксплуатировать ее на условиях доверительного управления.6 июня текущего года эта компания получила Государственную лицензию на проведение буровых работ за № 0000213. Впервые в республике, с вводом ПБУ в эксплуатацию, услуги по строительству морских нефтегазовых скважин на мелководье КСКМ будут оказываться казахстанской буровой компанией, чей производственный персонал более чем на 95% состоит из высококвалифицированных местных специалистов, имеющих опыт работы в условиях КСКМ и международный опыт в морских операциях.

Благодаря строительству ПБУ «Caspian Explorer» у Казахстана появился шанс самостоятельно регулировать график проведения буровых работ на казахстанском шельфе. Ведь эффективное осуществление широкомасштабных нефтегазовых операций в КСКМ должно обеспечиваться опережающим формированием и развитием соответствующей современной производственной и социальной инфраструктуры.

В настоящее время Морской нефтяной компанией «КазМунайТениз» уже проведен ряд мероприятий по ускорению готовности буровой установки к началу строительства разведочной скважины Жамбыл-1. С помощью Caspian Explorer на участке Жамбыл планируется пробурить в 2012 году одну разведочную скважину, а в 2013 году разведочную скважину на участке Жетысу. Договоренность о том, что, кроме проекта «Жамбыл», буровая установка будет задействована и на других морских проектах, с корейской стороной тоже уже достигнута.

Благодаря современной буровой технике в процессе реализации морских проектов максимально снизятся риски для экологически чувствительной зоны Каспия, обеспечится соблюдение принятых в мировой практике стандартов выполнения подобных морских операций, а также привлечение казахстанских поставщиков услуг. Реализация проекта строительства ПБУ «Caspian Explorer» позволяет увеличить долю казахстанского содержания при реализации нефтяных проектов в КСКМ. Это достигается в первую очередь за счет размещения заказов на местных судостроительных заводах (в г. Актау, в п. Курык), за счет привлечения казахстанских кадров при строительстве и управлении буровыми мощностями, и конечно же за счет использования собственных буровых мощностей как на проектах КСКМ, так и для оказания буровых услуг другим участникам рынка.

Очевидно, что проект строительства плавучей буровой установки Caspian Explorer — лишь один из шагов по реализации освоения перспективных нефтегазовых проектов казахстанского сектора Каспийского моря.

Также, одним из прорывных казахстанских проектов по обеспечению буровых работ на КСКМ, безусловно можно считать строительство СПБУ «Теңіз Бұрғылау». КазМунайТениз при поддержке Национальной Компании реализует проект строительства первой казахстанской самоподъемной буровой установки (СПБУ). Проектная документация, разработанная компанией «Кеппел ФЭЛС Лтд», согласована в уполномоченных органах РК и с классификационными обществами: Американским бюро судоходства (ABS) и Российским морским регистром судоходства (RMRS).

Технический проект СПБУ был специально разработан с соответствии с условиями Каспийского моря, такими как, ограничения связанные с глубиной моря, температурным режимом, условиями прохождения каспийской седловины. Таким образом, СПБУ была спроектирована с операционной глубиной моря от 5 до 80 метров, которая может быть увеличена до 106 метров, рабочая температура предусмотренная проектом от -10, транспортная осадка составляет 4.4 метра, что позволит СПБУ беспрепятственно проходить участок каспийской седловины.

Для проведения буровых работ на СПБУ предусмотрена установка современного оборудования от передовых мировых компаний, таких как NOV, Cameron, GE, Techdrill, Brandt, максимальная глубина бурения составляет 6000 метров, мощность буровых насосов 2×1600 л.с., производительность генераторов 4×1855 л.с., в техническом проекте предусмотрена возможность увеличения количества буровых насосов до трех и генераторов до пяти. Оборудование СПБУ оснащено дистанционным управлением, а также возможностью работы в автоматическом режиме, что повышает безопасность задействованного персонала и безопасность производимых работ.

Принимая во внимание возможность проявлений сероводорода при производстве буровых работ, должный уровень безопасности персонала обеспечивается благодаря установленной системе обнаружения проявлений сероводорода H2S и сигнализации. Системы СПБУ рассчитаны для работы в коррозионно активных условиях, а также в условиях наличия сероводорода. Проект СПБУ предусматривает соблюдение требований нулевого сброса, то есть полный запрет на сброс в морскую среду всех видов отходов образующихся в результате производственной деятельности, таким образом, все отходы будут собираться и транспортироваться в герметичных контейнерах на берег для переработки и утилизации.

Сроки строительства СПБУ 2012–2014 годы. Планируется, что основные строительные работы будут производиться на верфях Мангыстауской области и количество задействованного персонала составит до 1000 человек. Строительство СПБУ с учетом сложности и уникальности работ позволит подготовить пул высококвалифицированных кадров в области проектирования, строительства, монтажа и пуско-наладки морских сооружений.

После окончания строительства СПБУ «Теңіз Бұрғылау» по своим характеристикам будет соответствовать всем требованиям для выполнения работ по строительству разведочных, оценочных и эксплуатационных скважин на таких блоках КСКМ как «Н», «Женис», «Жемчужины», «Каламкас море», «Сатпаев» и др.

Хочется отметить, что ситуация по развитию казахстанского бурового бизнеса имеет дальнейшую перспективу. Для освоения южных глубоководных перспективных структур КСКМ необходимо наличие полупогружных буровых установок (ППБУ) нового поколения. В этих целях «КазМунайТениз» проводит работы с ведущими зарубежными компаниями недропользователями в части формирования казахстанских буровых мощностей, производства современных образцов оборудования, материалов и комплектующих изделий, развития сопутствующих сервисов, а также приобретения лицензий и различных «ноу-хау».

Дальнейшее развитие бурового бизнеса в Казахстане позволит:

  • Обеспечить морские нефтяные проекты буровыми мощностями для своевременного исполнения контрактных обязательств недропользователями.
  • Создать новые производственные мощности и рабочие места, путем развития сопутствующей инфраструктуры, в частности:
    • создание и развитие береговых баз поддержки морских операций;
    • развитие транспортных компаний;
    • создание и развитие компаний, специализирующихся в области технического обслуживания судов и буровых установок;
    • новые возможности для компаний, специализирующихся в области экологической защиты и др.
  • Увеличить долю казахстанских поставщиков сервисных услуг;
  • Увеличить привлечение инвестиций в отрасль;
  • Привлечь современные технологии строительства морских скважин.

К началу третьего десятилетия с момента обретения независимости Казахстан подошел с багажом бесценного опыта в развитии нефтегазовой отрасли, являющейся основой для развития экономики. В будущем, с учетом нынешнего опыта строительства первой плавучей буровой установки и планируемой СПБУ, у Казахстана появится свой козырь в каспийской нефтесервисной игре.

 

Журнал «Нефть и газ», июль 2012 г.

Получение пакета документации

Зарегистрировавшийся несет ответственность за достоверность информации.
Имя Фамилия или название организации:

Полное местонахождение поставщика

Страна:Город:
Улица:Дом:
Телефон:E-mail:
Все поля обязательны к заполнению
Отмена